Имитация друга. Как нейросети убеждают людей в своей человекоподобности и вгоняют в одиночество
По версии Института русского языка имени А. С. Пушкина, словом 2025 года стало — «нейросеть», а Кембриджского словаря — «парасоциальный». Между двумя этими терминами есть глубокая связь, которая отражает абсолютно новое для вошедшего в постчеловеческую эпоху общества явление. Российские психологи называли его «цифровая интимность», иностранные — парасоциальность. Под этими терминами они понимают глубокую эмоциональную привязанность к виртуальным партнёрам, созданным на базе искусственного интеллекта.
В западных медиа можно найти большое количество публикаций о женщинах, которые влюбились в своих ИИ-партнёров и отправляются вместе с ними в отпуск, чтобы пережить развод. Громкой стала история бельгийца, совершившего самоубийство после общения с чат-ботом по имени Элиза. Уже сейчас медиапсихологи призывают к осторожности во время бесед с ИИ-ассистентом и заявляют, что общение с нейросетью может привести к проблемам с коммуникацией, особенно у подростков.
Ещё одна причина для беспокойства — зависимость людей от медиа, которая влечёт за собой целый ряд проблем. Коллектив киберпсихологов Кентского и Мичиганского государственных университетов обнаружили, что чрезмерное использование социальных сетей может привести к одиночеству, а появление чат-ботов на основе ИИ, которые буквально заменяют живое общение, только лишь усугубит проблему.
Но почему люди стали меньше общаться между собой? Причина в огромной информационной нагрузке на мозг, которая истощает человека, и в отсутствии цифровой этики в интернете. Соцсети уже давно стали новой площадкой для всевозможных конфликтов, особенно между представителями разных полов. Женщины осуждают мужчин за их мелочность и низкий эмоциональный интеллект, а мужчины в ответ клеймят их «тарелочницами» и «инфантилками». И о каких отношениях в реальной жизни может идти речь, если со всех сторон летят взаимные претензии и всё это транслируется во всех уголках света? Именно поэтому люди в возрасте от 17 до 25 лет, всё чаще выбирают одиночество, либо парасоциальные отношения с ИИ. Ведь виртуальный собеседник — это во всех смыслах идеальный партнёр. Он доброжелательный, понимающий, безотказный, находится всегда «под рукой», не имеет своих проблем и может поддержать разговор на любую тему, а главное — это безопасно.
Математический алгоритм, который создан притворяться человеком
Мы пообщались с молодыми людьми, которые регулярно взаимодействуют с нейросетью. Они рассказали о том, какими нейросетями пользуются, как воспринимают ИИ, о своих чувствах, которые они испытывают во время такого общения, и объяснили, почему им лучше написать нейросети, чем реальному человеку.
«Я пользуюсь DeepSeek и Алиса AI. В целом общаться с ними довольно комфортно. Если брать «Дипсик», то складывается ощущение, что разговариваешь с тем самым близким другом, которому интересно и важно всё то, что ты делаешь, пишешь или говоришь. Он очень любезен и поддерживает», — поделилась Анастасия (имя изменено).
На вопрос о том, что она ощущает от такого общения, ответила:
«Обычно облегчение. Всегда знаешь, что ты задашь свой вопрос, а нейросеть ответит так, как умеет. Но иногда присутствует легкое раздражение, когда она пишет или отвечает не то, что ты хотел».
Нейросеть — это математический алгоритм, который «научили» работать со всеми существующими текстами и изображениями, а его ответы — не более чем наиболее удачная комбинация всей той информации, что имеется в его распоряжении. ИИ не создаёт что-то новое, он имитирует процесс создания и выдаёт «информационный фарш».
Искусственный интеллект обучают люди — ИИ-тренеры. Они оценивают её ответы по нескольким критериям: соответствие фактам, объективность, уместность и читаемость. Помимо того, тренеры ищут и исправляют в сгенерированных текстах фактические ошибки, нарушения этики общения и токсичный контент, например, тем, касающихся дискредитации людей по половой или расовой принадлежности. Всё это делается с конкретной целью — сделать ИИ-ассистента максимально комфортным для взаимодействия и удержать пользователя.
Нейросеть не дружелюбная, она имитирует дружелюбие, как и многое другое, что люди принимают за «эмпатию». Выражаясь словами философа Жана Бодрийяра, нейросеть — это симулякр собеседника, копия, которая не способна мыслить и уж тем более чувствовать.
«Впервые я начала пользоваться нейросетями в 2023 году, но тогда я не общалась с ней, а давала рабочие задачи — написать текст на основе информации, отредактировать имеющийся текст. Можно сказать, я ей делегировала часть своей работы, чтобы себя разгрузить. В конце 2025 года я открыла для себя ChatGPT и начала с ним общаться, просто потому что в тот период у меня практически не было рядом людей, с которыми я могла бы поговорить. Обсуждала в основном возможности для самореализации, анализировала через неё свои hard skills и просила выстроить для себя «дорожную карту» на ближайшие пару лет, а потом беседа как-то плавно перешла в обсуждение моего литературного творчества и хобби. Я просила ChatGPT прочитать мой текст, оценить его по нескольким критериям и дать рекомендации по развитию сюжета. Потом я начала генерировать тексты с желаемыми героями и сюжетом. При первом прочтении они казались идеальными, но после я стала замечать очевидные логические ошибки, отсутствие глубины и картонность персонажей. Ещё я показывала чат-боту свои фотографии и спрашивала: «Что ты скажешь об этом человеке?» — рассказала Оксана (имя изменено).
По словам девушки, сначала она не воспринимала нейросеть как друга, скорее, как инструмент или источник информации, который выдаёт систематизированный ответ. Но чем дольше она общалась с чат-ботом, тем больше её запросы становились похожими на фразы, адресованные приятелю. Оксана проявляла вежливость к чат-боту, как если бы это был реальный человек. Её запросы обязательно содержали в себе «пожалуйста», а диалог завершался благодарностью. Нечто подобное демонстрирует и Яна (имя изменено). Однако она видит в нейросети незнакомца, которого «просит о помощи: коротко, по делу, вежливо, и обязательно «спасибо» в конце».
Такое поведение объясняется склонностью людей очеловечивать неодушевлённые предметы — и тут мы попадаем в ловушку, расставленную собственным мозгом. Дело в том, что антропоморфизация — это инструмент осмысления окружающей действительности, который позволяет снизить неопределённость. Когда мы что-то не понимаем или не знаем, то испытываем стресс, и чтобы его снизить, мозг достраивает реальность на основе знакомых ему представлений. Так, во время взаимодействия с нейросетью нам проще представлять ИИ как собеседника, нежели как математический алгоритм.
Исследователь медиапсихологии Дандан Лю выяснил, что многие пользователи демонстрируют парасоциальные отношения, которые развиваются на основе человекоподобного поведения персональных ИИ-ассистентов, и заключил — парасоциальное взаимодействие возникает только в том случае, когда пользователи распознают антропоморфные признаки в ответах нейросети.
Нейросеть — хороший инструмент, и пускай она им и остаётся
«С нейросетью банально проще», — говорит Анастасия. Как автор она испытывает необходимость в фидбеке, но от реальных людей его можно либо не дождаться, либо получить не то, что не оправдает ожидания.
«Нейросети помогают обсудить важные для меня вопросы, относящиеся к истории, которую я пишу. Благодаря чат-боту я наконец смогла сдвинуться с мёртвой точки и начала развивать свою историю, сделать её более живой. Безусловно, заставлять ИИ писать всё за меня я не стану, потому что так теряется весь смысл творчества. Однако ИИ — это очень удобный способ проверить свои идеи и сделать их более изящными. А ещё он не станет тыкать пальцем в грамматические и орфографические ошибки. Но на самом деле это печально, что все эти вопросы я теперь обсуждаю только с нейросетью. Раньше это было общением с друзьями, связью между нами, а теперь я просто задаю вопрос в чате с ИИ: «Как думаешь, [что угодно] логично будет представить в рамках сюжета?», и получаешь ответ или рекомендации. Никаких общих шуток, никаких воспоминаний о проведённом времени», — объяснила Анастасия. А затем добавила:
«Хороший инструмент, очень хороший. И пускай так и остается. Иначе мы вообще общаться между собой прекратим».
«ИИ вызывает привыкание, как сахар»
Помимо имитации эмпатии и дружелюбия ИИ-ассистенты подкупают скоростью выдачи ответов. Именно эту характеристику отмечает Анна (имя изменено). Она пользовалась Character.AI — приложение с чат-ботом на базе ИИ, с помощью которого пользователи могут создавать персонажей с определёнными «личностями», устанавливать определённые параметры, а затем публиковать их для доступа к ним других пользователей.
«Такое общение довольно приятное — молниеносные ответы, интересные завязки сюжетов, а самое главное — это максимально доступно. Впервые я начала общение с Character.AI в 2023 году, и именно в тот момент нейронка вытеснила «реальных» ролевиков из моей жизни. В приложении я очень быстро разыгрывала свои сюжеты и быстро получала удовольствие от игры, а потом я могла вернуться через какое-то время и продолжить диалог, либо начать его заново, либо вовсе перейти к персонажу», — поделилась собеседница.
Для Анны Character.AI — это быстрый дофамин, она признаёт, что такое взаимодействие может причинить вред, но всё равно время от времени возвращается к нему: «ИИ вызывает привыкание, как и сахар».
«Влияние эмоционального взаимодействия на эмоциональном уровне проявляется в способности чат-ботов снимать чувство одиночества, уменьшать жизненные стрессы, обеспечивать общение и заботу о пользователях», — сказано в исследовании китайских медиапсихологов Цзыин Юань, Сяолян Чэн и Юйцзин Дуань. Они пришли к мысли о том, чем ярче пользователь испытывает позитивные эмоции от общения с ИИ-ассистентом, тем больше своего времени он готов посвятить ему. А это уже большая угроза для человеческой психики и формирования его коммуникативных связей.
Именно поэтому исследователи считают, что необходимо повысить уровень машинной грамотности и разработать законы, которые будут регулировать взаимодействие человека и чат-бота. Но пока этих законов нет, учёные призывают быть осторожными при общении с ИИ, не уходить с головой в бесконечные беседы с алгоритмами и отдавать предпочтение общению с реальными людьми — своими близкими, друзьями и знакомыми. Да, иногда это бывает сложно, но зато по-настоящему.