«Небо не больше, чем моя любовь к тебе». О спектакле о потери памяти, на котором зрители плакали, и легендарной саратовской Академии театральных художеств
Откуда взялся АТХ, и почему саратовские зрители считают его легендарным?
Театр АТХ основан в Саратове 37 лет назад. Первый и единственный художественный руководитель «Академии» Иван Иванович Верховых, выпускник актерского факультета Театрального училища имени Ивана Слонова и режиссерского факультета Высшего театрального училища имени Бориса Щукина. Будучи еще актером Саратовского ТЮЗа, он создал в Саратове три театральные студии, из которых со временем возник театр: восемь из тогдашних студийцев стали ядром коллектива.
За 15 лет существования театру приходилось переезжать 21 раз. Помещения АТХ доставались разные, но каждое «академики» осваивали и превращали в театральное. В 90-х театр приглашали на столичные гастроли и международные фестивали. В 2003 году Комитет по культуре и искусству при президенте РФ наградил театр АТХ премией «Акция» за высокие достижения в области театрального искусства.
Как отмечено в истории театра на его сайте, секрет АТХ в неординарности, он философичен, «но без тени высокомерия». Также секрет в удивительной творческой компании, которая исследует новые грани и пространства.
«Наши спектакли, может быть, похожи тем, что это всегда история какой-то компании, в основном, творческой компании… Нас часто считают элитарным, интеллектуальным театром. Это не совсем так. Мы просто занимаемся классической литературой следующего века… Мы — «бедный театр», это вовсе не значит «нищий театр». Это делается сознательно и совсем не из-за денег, хотя понятно, что денег у театров всегда мало. Просто это эстетика, по которой спектакль состоит только из того, что имеется под руками. То, что у нас сегодня есть, мы используем, и специально ничего не делаем, не изготовляем», — описывал творчество АТХ Иван Верховых в интервью 1995–1999 годов.
Сильной стороной актеров труппы в те года руководитель считал способность не терять детскую непосредственность и любовь к зрителям: «Без этой любви театр умирает. И, надеюсь, они чувствуют эту любовь и отвечают взаимностью…»

Нынешний спектакль в консерватории посетили люди из культурной и образовательной сферы. Например, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики СГУ Вадим Михайлин, актеры местных театров, главные редакторы саратовских информационных агентств, и все те, кто помнит коллектив и стиль «Академии театральных художеств».
«Глушь медиа» тоже побывала на спектакле «Бояться больше нечего?», попали на закрытый поэтический вечер «Никударики», пообщались с актерами и режиссером легендарного АТХ — Иваном Верховым.
Бояться больше нечего?
В спектакле сыграли ведущие артисты театра: Сергей Ганин, Инга Монаенкова, Виталий Скородумов. Также в нем заняты и новые актеры — Иван Скорик, Александра Шебукова.
Грустная история на актуальную для многих тему — старения и утраты памяти. По сюжету дедушка забывает постепенно даже яркие события жизни, не узнает своих близких, не находит нужные вещи или не понимает где находится. Структура прерывистая, как и память человека с её провалами и паузами. Однако режиссеру удалось подать такую сложную тему с юмором. В спектакле много рассуждений, с которыми, возможно, сталкивается каждый человек. Например, «И почему мы так любим внуков? Наверно мы искупаем вину перед детьми» или «Мы слишком мало знаем о том, как работает мозг, это словно гаснущая звезда». Зрители смеялись и плакали над фразой героя о супруге: «Она не могла терпеть кинзу, но терпела меня!». Герой вообще очень красиво и трогательно говорит со своей женой или вспоминает о ней: «Это мое самое заветное желание — скандалить с тобой на небесах»; «Небо не больше, чем моя любовь к тебе», «- Как ты влюбился? - Думаю, она заблудилась у меня в сердце. Твоя бабушка страдала топографическим кретинизмом», «Если я забуду её похороны, то забуду почему мне нельзя её забывать».
В постановке показана и боль близких, и отношение ребенка к болезни дедушки. Внука, кстати, сыграл юный ученик Московского «Класс-центра» Сергея Казарновского Петр Донских. В роли мальчика Ноя, Петя не только участвует в диалогах, но и поет под гитару песню Бена Кинга Stand by Me.
Петя хочет стать актером, в чем его поддерживают родители, будучи сами обладателями творческих профессий. Отец Пети работает на канале ТНТ, а мать работает с коллективом солиста группы «Руки вверх» — Сергеем Жуковым. Друзья приходят на спектакли мальчика. Гастроли в Саратове стали первыми для юного актера. По словам Пети, даже в холодную осеннюю погоду ему понравился город и прогулка по набережной. Почему именно Петра Донских пригласили на эту роль, режиссер ответил: «Я пришел в этот центр [средняя общеобразовательная школа Сергея Казарновского, где дети занимаются музыкой и актерским мастерством — прим.ред]. Мне дали для кастинга пять мальчиков. Я выбрал Петю, у меня просто интуиция (смеется)».
Как была выбрана тема для спектакля руководитель труппы Иван Верховых отвечает:
«Как приходит в голову что-то поставить это сложно объяснить. Иногда сверху что-то там посылается, иногда просто взял книгу, открыл, и оказалось, что это именно то, что тебе нужно. Вахтангов — самый главный человек в Щукинском училище, говорил, что должны совпасть время, автор и коллектив. Это о том, как выбирать что поставить. Автор должен быть актуален, а коллектив готов. Когда совпадает эта формула, тогда и получается спектакль».
Театр АТХ сейчас режиссер в шутку называет «автотранспортное хозяйство», и говорит: «Я считаю, что он совершенно уникальный, и не думаю, что есть ещё что-то подобное».
Никударики

Почему «Никударики»? Возможно, название закрытого мероприятия и группы актеров АТХ связано с автором стиха «Никударики» — Семёном Кирсановым. Его стихи актеры читали и обыгрывали два часа перед поклонниками и друзьями в саратовском Доме архитектора.
«Время тянется и тянется,
люди смерти не хотят,
с тихим смехом: «Навсегданьица!»
никударики летят», — писал ученик Владимира Маяковского, поэт, журналист и военный корреспондент Семён Кирсанов. Это стихотворение вошло в последний поэтический цикл поэта «Больничная тетрадь», который посвящен размышлениям о надвигающейся смерти.
На стихи Кирсанова написана популярная песня Леонида Утёсова «У Чёрного моря». Поэт работал в жанре стихотворной фантастики, его называют последним футуристом. Поэзия Кирсанова повлияла на поэтов послевоенного поколения: Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину и Евгения Евтушенко. Родился поэт еще во временя Российской империи в 1906 году в Одессе Херсонской губернии. Умер он в 1972 году в возрасте 66 лет, и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Для гостей Дома архитектора развернули выставку фотографий с репетиций и выступлений актеров разных лет, а также карикатуры и фотографий из личного архива труппы. Кроме того, перед началом вечера зрителям показали фильм из фото и видео театра АТХ, его участников, и всех, кто был причастен к этому уникальному камерному искусству.