В Саратове может появиться «закупоренный» микрорайон. Правда, его еще не начали строить

В Саратове любят громкие эпитеты. Особенно слово масштабный. Все-то у нас такое — масштабное строительство нового пляжа в Затоне, масштабная реконструкция трамвайных путей, масштабная вырубка деревьев в Городском парке и Липках. Однако словарь синонимов предлагает множество вариантов: эпохальный, монументальный, величественный, циклопический, колоссальный, титанический, гигантский, масштабный, мощный.
Согласитесь, куда лучше бы звучало: титаническая (не в первый раз) перекладка тротуарной плитки на Волжской улице. Эпохальное открытие пассажирского сообщения по Волге. Монументальный ремонт консерватории. Величественная консервация оперного театра. Но пока многообразие не поощряется.
Собственно говоря, нас интересует всего лишь циклопическая и гигантская застройка территории аэропорта «Центральный». Можно даже сказать, что у нас к этой теме личный интерес, но об этом позже.
Где как не в ТГ-канале губернатора Романа Бусаргина искать самую актуальную и самую объективную информацию. Открываем «Телегу», включаем поисковик и сразу же находим нужную информацию. Несколько смущает то, что она датирована 14 мая, но ничего страшного — мы же знаем, как много дел у нашего губернатора.
Пост оказывается мини-отчетом с совещания по проблемам строительной отрасли. Сначала автор прошелся по примерам «хаотичной застройки» прошлых лет — «Авиатор», «Улеши», Солнечный -2. Правда губернатор тут же уточняет, что это было много лет назад. Далее следует несколько абзацев о том, что жилая застройка невозможна без соответствующей инфраструктуры.
Наконец, мы добираемся до искомой цели: «Впереди у нас реализация многих масштабныхпроектов, в том числе застройка территории старого аэропорта». И на этом все. Нет, конечно, хорошо, что проект масштабный, но хотелось бы подробнее. Например, «впереди» это когда? По нашим ощущениям — нескоро. Ежедневно проезжая мимо старого аэропорта, видим одну и ту же картину: на месте будущей стройки нет ни единого человека. Насыпаны груды желтого — карьерного — песка, в глубине территории сиротливо стоит экскаватор. Это со стороны строительного рынка. Может, в другой части ведутся какие-то работы, но вряд ли. Кстати, личные впечатления вкупе с молчаливостью губернатора заставили подумать, а все ли в порядке с очередной масштабной стройкой?
Предчувствия нас не обманули. Собственно, не нужно быть оракулом, чтобы предсказать: если на какую-либо масштабную стройку в Саратове выделяются гигантские бюджетные средства, жди — они растворятся в воздухе. И не мы одни так считаем.
Депутат областной Думы Роман Грибов тоже что-то такое подозревает. Он обратился в областную прокуратуру и требует проверить на коррупцию застройку старого аэропорта Саратова. Повод серьёзный: почти 1,3 миллиарда рублей из бюджета ушли на водоснабжение и канализацию будущего жилого района.
Контракты получила компания «Вектор», но реальными исполнителями стали ООО «ССВС» и ООО «ПВС». И вот что интересно: среди их учредителей — Михаил и Денис Мигачевы, родственники бывшего зампреда правительства области Павла Мигачева, который как раз курировал строительство и ЖКХ.
А если тендеры проводились под контролем чиновника, чьи родственники в итоге получили контракты — это совпадение, задается вопросом Грибов? Сейчас Павел Мигачев под следствием по уголовным делам.
Коммуникации на территории бывшего аэропорта, согласно контракту, должны были проложить к 25 декабря прошлого года, — пишет один очень осведомленный ТГ-канал. Но только осваивали бюджеты — рыли, закладывали, потом снова доставали и перекладывали уже зарытые трубы. И самое сладкое — перемещали грунт. На этом, как рассказывают строители, заработали максимум. Сейчас уже не первый раз переписывают проект, чтобы все это скрыть.
О том, что прокладкой коммуникаций на стройке будут заниматься компании с участием родственников экс-министра строительства Павла Мигачева и губернатора Романа Бусаргина СМИ и телеграм-каналы написали еще в июле 2024-го. Общая сумма бюджетного контракта на тот момент составляла 1,6 миллиарда рублей. Заказчиком выступила правительственная структура «Госжилстрой».
Контракт по проектированию и строительству инженерных коммуникаций на территории старого аэропорта достался государственному ФАУ «РосКапСтрой» (учредитель Минстрой России). ФАУ нанимало остальных подрядчиков. Ими стали ООО «ПВС» и ООО «ССВС». В обеих компаниях учредителями выступают Михаил и Денис Мигачевы, — об этом и пишет в прокуратуру Роман Грибов. Но постеснялся указать, что должность замдиректора одной из них занимает брат губернатора Романа Бусаргина Алексей Бусаргин. Все эти данные есть в открытых базах. Но прокуратура до сих пор не интересовалась больным вопросом.
В феврале этого года, через два месяца после провала сроков было объявлено, что проект перепишут. Что в переводе со строительного на человеческий означает, что проект просто встал. А деньги частично уже освоены. И выхода не найдено. Проект продолжают переписывать. То, что каждое изменение придется утверждать у заказчика, для наших парней в очередной раз оказалось новостью.
Пока же чиновники от строительства продолжают тешить себя все новыми проектами застройки.
На сайте областного минстроя опубликован проект изменений в планировку бывшей территории саратовского аэропорта.
«Корректировка планировочного решения проводится с целью размещения зданий Первого кассационного суда общей юрисдикции, 12 Арбитражного суда, административных зданий. Также определены планировочные решения транспорта и параметров улично-дорожной сети, систем инженерного обеспечения», — говорится в проекте, подготовленном ГБУ «Саратовпроект».
В центральной части территории старого аэропорта (общая площадь 41 га) будет расположен правительственный квартал, в западной части запроектирована жилая застройка переменной этажности, к которой примыкают озелененные территории. Суды расположатся в южной части.
Улица Симбирская в пределах новой территории станет магистральной улицей общегородского значения. Она будет шестиполосной, с шириной проезжей части 23,5 м, выделенными полосами для общественного транспорта, зелеными зонами и тротуарами переменной ширины.
Улица Жуковского в пределах проектируемого района будет магистральной улицей районного значения, четырехполосной, с шириной проезжей части 14 метров. Здесь будет предусмотрено устройство зеленых зон и велодорожек, ширина тротуара — 3 метра.
Общественный транспорт в перспективе будет состоять из автобусов, трамваев и маршрутных такси. Остановки предусмотрены в зоне пешеходной доступности.
Что касается квартала в западной части территории переменной этажности, то количество жителей в нем составит 1364 человека, число автомобилей — 560.
Технические характеристики зданий правительства не обнародованы, однако указано требующееся число машино-мест — 540. В судейском квартале машино-мест будет 464.
И все же остается несколько вопросов. Правда ли, что правительство области покинет насиженное местечко на Московской, 72 и переедет на гору? Осознают ли чиновники все риски, связанные с переездом? Понятно, переезд, если он состоится, займет несколько месяцев, и все это время можно не напрягаться, переустанавливать системы, налаживать серверы, монтировать внутренние сети и заниматься прочей милой сердцу движухой.
Но дело не только в этом. На всех красивых картинках, где новый микрорайон изображен с высоты птичьего полета, он как будто висит в воздухе. Или, если хотите, выглядит, как остров в океане — вокруг его ничего.
Но это совсем не так. К востоку от микрорайона расположен быстрорастущий Юбилейный. Многоэтажные дома там растут, как грибы после дождя, соответственно, увеличивается число автомобилей. Из данных министерства строительства видно, что только в судейском и правительственном квартале будет 1000 автомашин. Только в одном жилом квартале — 560. По нашим предположениям, и новый микрорайон, и Юбилейный поселок попадут в транспортную западню. Основной выезд в город — это улица Симбирская. Что толку писать, что Симбирская в пределах новой территории станет магистральной улицей общегородского значения, она будет шестиполосной, с шириной проезжей части 23,5 метра. Да хоть десять полос, она все равно упрется в нынешнюю Симбирскую улицу, а там три полосы, из них одна от кирпичного завода до кольца — реверсивная, то есть, транспорт по ней идет не в город, а наоборот — на гору. Расширить Симбирскую невозможно: в самом начале слева крутой откос, справа — «Водоканал».
Аналогичная картина и при въезде в гору: улица Мясницкая, а потом Соколовогорская вроде бы трехполосные, но по выделенной полосе автобус и маршрутные такси идут в город, стало быть, для движения к новому микрорайону остается две полосы. Расширить эту магистраль возможности тоже нет: при переходе Мясницкой в Соколовогорскую — сразу за Парком Победы — с одной стороны — овраг, с другой — крутой косогор.
Путь через СХИ тоже неидеален — там, на перекрестке Жуковского с Технической, постоянно затрудненное движение. Дорогу через Затон вряд ли стоит рассматривать всерьез — всего две полосы, крутые повороты, к тому же с дальнейшим развитием в Затоне зоны отдыха число транспортных средств только увеличится.
Согласно планам Минстроя России, застройка аэропорта «Центральный» должна завершиться к 2036 году. Хочется верить, что к тому времени будет найдено решение транспортной проблемы. Конечно же, масштабное. Но сейчас его нет и не предвидится.